Под научным руководством ООО «Газпром ВНИИГАЗ» завершены опытно-промышленные испытания новой технологии ремонта газопроводов и эксплуатация опытного образца защитного покрытия трассового нанесения

13 октября 2017, 13:44
Участники Испытаний в процессе проведения работ

Участники Испытаний в процессе проведения работ

В 2017 году под научно-методическим руководством ООО «Газпром ВНИИГАЗ» успешно завершена двухгодичная «Программа опытно-промышленных испытаний технологии консервации стресс-коррозионных дефектов в процессе трассовой переизоляции участка магистрального газопровода с применением битумно-полимерных защитных покрытий трассового нанесения», разработанная сотрудниками Лаборатории исследования процессов коррозионного растрескивания под напряжением с участием специалистов Департамента ПАО «Газпром», ООО «Газпром Центрремонт» и ООО «Газпром трансгаз Чайковский».

В последние годы значительно возросла потребность в увеличении объемов капитального ремонта в условиях значительной деградации свойств газотранспортной системы ПАО «Газпром», что неизбежно ведет к необходимости оптимизации затрат на проведение такого рода работ.

Одной из причин высокой стоимости капитального ремонта длительно эксплуатируемых МГ является необходимость вырезки труб с повреждениями коррозионного растрескивания под напряжением (КРН) независимо от их геометрических размеров и стадии развития в соответствии с требованиями действующей нормативной документации. При этом доля труб с повреждениями КРН незначительной глубины может достигать до 90% от всей протяженности участка МГ, подлежащего капитальному ремонту.

Для решения поставленной задачи ООО «Газпром ВНИИГАЗ» совместно с ООО «Газпром трансгаз Чайковский», ООО «Газпром трансгаз Ухта», ООО «Газпром центрремонт» и ведущими академическими университетами разработана технология ремонта газопроводов с незначительными по глубине повреждениями КРН с использованием модифицированных битумно-полимерных покрытий трассового нанесения, содержащих ингибирующие КРН композиции. На указанную разработку оформлена заявка в ФИПС от 15.06.2016 №2016123908 на получение патента «Способ отбраковки и ремонта труб подземных трубопроводов».

Испытания стартовали в сентябре 2015 года и привлекли интерес европейских компаний, имеющих подобный опыт исследований по оставлению в эксплуатации труб с повреждениями КРН. В декабре 2016 года при проведении выборочного вскрытия переизолированных стресс-коррозионных повреждений экспериментальный участок магистрального газопровода (МГ) ООО «Газпром трансгаз Чайковский» посетили представители иностранных компаний «Юнипер Холдинг Гмбх» и «Зальсгиттер Маннесманн Форшунг Гмбх» (научный центр «Европайп»).
Участники Испытаний с представителями иностранных компаний

Участники Испытаний с представителями иностранных компаний

Участники Испытаний в процессе проведения работ

Участники Испытаний в процессе проведения работ

В результате комиссионного рассмотрения результатов зимнего вскрытия и обследования экспериментального участка МГ на рабочем совещании во главе с главным инженером — первым заместителем Генерального директора ООО «Газпром трансгаз Чайковский» А.В. Мостовым была подтверждена эффективность разработанной технологии.

Завершающий этап Испытаний проводился в период с 28 августа по 1 сентября 2017 года по завершении планового периода опытно-промышленной эксплуатации экспериментального участка МГ ООО «Газпром трансгаз Чайковский». В испытаниях приняли совместное участие специалисты ПАО «Газпром», ООО «Газпром ВНИИГАЗ», инженерно-технического центра — филиала ООО «Газпром трансгаз Чайковский», ООО «Газпром центрремонт», Института физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН, АО «Делан», ООО «ЭНТЭ», ООО «Центр коррозионных испытаний»

Начальник Лаборатории исследования процессов коррозионного растрескивания под напряжением ООО "Газпром ВНИИГАЗ" Илья Ряховских

Начальник Лаборатории исследования процессов коррозионного растрескивания под напряжением ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Илья Ряховских

В процессе проведения испытаний сотрудниками нашего Института выполнена проверка состояния и свойств защитного покрытия труб, анализ результатов внутритрубного технического диагностирования экспериментального участка МГ, а также техническое диагностирование контрольных дефектов КРН и сопоставление формы, плотности контрольных дефектов КРН и размеров наиболее протяженных отдельных трещин до начала и после завершения испытаний.

По итогам выполненных работ установлено, что свойства инновационного защитного покрытия, содержащего ингибирующую КРН композицию, по приемо-сдаточным показателям соответствуют требованиям ПАО «Газпром», а оставленные в эксплуатации переизолированные повреждения КРН (глубиной до 10% от толщины стенки трубы) не имеют признаков развития по результатам их комплексной диагностики.

Таким образом, результаты выполненной в период 2015–2017 гг. «Программы опытно-промышленных испытаний…» доказывают возможность длительной эксплуатации переизолированных участков МГ с незначительными стресс-коррозионными повреждениями поверхности труб. Обеспечение длительной эксплуатационной надежности таких труб возможно за счет остановки (консервации) процесса КРН путем исключения доступа коррозионной среды к поврежденной поверхности труб.

Научно-технический задел, накопленный Лабораторией исследования процессов коррозионного растрескивания под напряжением по исследуемой проблеме, позволяет продолжить научно-технические изыскания в области безопасной эксплуатации труб с повреждениями КРН и разработке мероприятий по профилактике стресс-коррозионных процессов на МГ.

Следующим этапом работ станет разработка и представление на рассмотрение в ПАО «Газпром» проекта Порядка работ при трассовой переизоляции протяженных участков МГ с повреждениями поверхности металла глубиной до 10% от толщины стенки трубы, образованными в результате КРН.

Внедрение разработанной технологии ремонта позволит уменьшить количество вырезаемых труб с повреждениями КРН глубиной менее 10% от толщины стенки трубы, а также исключить затраты на контролируемую шлифовку и толщинометрию труб с повреждениями КРН глубиной до 0,1t в процессе их категорирования и отбраковки при капитальном ремонте.